Профессия дизайнер интерьера достаточно молодая и вокруг нее создалось много всевозможных мифов. Нельзя сказать, что о ней мало информации, но часто она достаточно противоречива и неискушенному человеку очень сложно отделить правду от вымысла. Или одну правду от другой правды. Архитектуре уже многие тысячи лет и за это время человечество накопило колоссальный опыт и наука продолжает развиваться. Чтобы выбрать среди десятков методов, которые в той или иной степени решают одну задачу, необходима своя точка зрения, которую дает архитектурное образование и практика. Здесь я постараюсь ее изложить на основе вопросов, которые мы обсуждаем с клиентами студии в процессе работы над проектом, а так же вопросов, с которыми я встречался на своем творческом пути и ответы на которые мне приходилось искать.

ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА


Q: Что такое дизайнер и нужно ли им уметь пользоваться?

Самое смешное, что данный вопрос поставлен исключительно корректно. Необходимо правильно уметь использовать возможности дизайнера, чтобы получить хороший результат. И, конечно, понимать чем дизайнер занимается вообще, чтобы все его знания были задействованы.

Профессия дизайн интерьера — это часть архитектурного образования. Художник и «я так вижу» немного не про это. Необходимо быть и стилистом, и технологом, и инженером, а так же уметь графически четко представлять свои мысли. Если смотреть глубже, то дизайнер может и должен поменять подход к жизни, помогая увидеть новые раскрывающиеся возможности. Для меня вполне очевидно, что жить в однокомнатной квартире и загородном особняке — это две совершенно разные концепции. Два разных подхода к организации жизненного пространства и разный образ мышления. Нет никакого смысла потратить столько усилий и средств, чтобы в результате получить то же самое, но растянутое по большей площади.

Что касается «инструкции к дизайнеру», то она изложена в этапах выполнения работ. Эта схема всегда приносит положительный результат, так как написана на основе многолетней практики, проб и ошибок. Нет никакого смысла на ходу изобретать новую схему взаимодействия и героически набивать собственные шишки. Это вопрос доверия и уважения, чтобы не забивать гвозди дорогим инструментом.


Q: Почему студия называется Comfostyle?

Comfostyle — это совмещение двух ключевых для меня понятий в интерьерном дизайне: комфорт и стиль. Жилье в первую очередь должно быть удобным, соответствовать требованиям и ожиданиям. Если находится в нем будет неуютно, не будет чувства комфорта, то все остальное уже не будет иметь такого колоссального значения. Представьте себе как прекрасна прогулка в красивых и дорогих туфлях на размер меньше. А вторая?

На втором месте я ставлю стиль. Мода, красота — понятия временные и субъективные. Сейчас это модно, через год нет. Что для одного красиво, для другого может быть просто отвратительным. А очень часто такие разногласия могут быть в одной семье, где оба являются заказчиком. Найти компромисс позволяет стиль. Это более широкое понятие, в котором присутствует определенный набор правил. Правила позволяют устранить разброд и шатание, их можно и нужно нарушать, но они создают почву под ногами и возможность достижения компромисса. Расскажи мне что-нибудь — верный способ заставить собеседника замолчать. Полет фантазии дизайнера и заказчика, не сдерживаемый никакими рамками — хороший способ не достичь никакого результата. Все остальное так же важно, но все-таки вторично, так как произрастает из первых двух тезисов. Цвета, формы, фактуры, технологии, брэнды, стоимость — это не более чем инструменты. Их важно грамотно использовать, но не ставить самой целью.


Q: Почему так дорого? У других дешевле.

Я даже знаю у кого гораздо дешевле. А есть практически даром. Вместе с тем есть дизайн-студии, у которых цена намного выше. Я стараюсь держать разумный компромисс. Цена — это вопрос ответственности за свою работу. Чтобы выполнить ее качественно, необходимо время, как потраченное на образование, так и на сам проект. Знания и опыт позволяет более широко смотреть на поставленную задачу и учитывать большое количество нюансов, что влечет за собой увеличение трудозатрат. Поверхностное решение задач проходит быстрее, стоит дешевле, а ответственность в большинстве случаев ложится на плечи заказчика.

Стоимость дизайн-проекта, как правило, меньше 5-7% от общей сметы на ремонт. Но эти затраты стоят первыми в списке. Мозг еще не привык расставаться с большими суммами. Цены на проект вызывают шок. В большей степени из-за непонимания важности этого этапа. Когда начнется процесс ремонта, времени на обдумывание уже практически не останется и все прорехи в проекте будут закрываться вашими деньгами. На фоне общих затрат они будут казаться уже не такими большими, хотя и приблизятся к тем же самым 5-7%, чаще больше. И называться они будут — непредвиденные расходы.

У меня были клиенты, которые испробовали на себе оба пути в разное время. Так вот, сравнивая, они пришли к выводу, что деньги, потраченные на проект, окупаются во время ремонта, не говоря уже о прогнозируемом результате. Правильная стратегия позволяет делать закупки не «когда уже горит», а когда и где это выгодно. То же касается и исполнителей работ, когда во время пути сумма оплаты имеет тенденцию к увеличению.


Q: Насколько объективно считать услуги в м2?

Мне более объективным кажется расчет в трудочасах. Таким образом оценивается дизайн за Западе. У нас исторически сложилось в квадратных метрах. Наверное сказывается разница в менталитете. Всегда возникает вопрос с какого потолка берется стоимость часа и точно ли этот час был использован на дизайн. С квадратными метрами картина более менее понятна. Метры либо есть, либо нет: взял рулетку и сразу ощущение материальности. А с привязкой к ним проще подбирать приемлемую стоимость услуг.


Q: В Google можно найти готовый дизайн на любой вкус и цвет.

Безусловно. Если геометрические формы и размеры в точности совпадут с вашими апартаментами. К тому же это будут просто картинки. Кто-то должен будет привести их в исполняемый план. Когда станет вопрос адаптации к геометрии конкретной квартиры, то здесь может начаться эффект домино и все элементы дизайна расползутся кто куда и не будут составлять гармонию между собой. Для приведения их в соответствие требуются знания дизайнера, а результат может быть совершенно не похожим на оригинал. И будет ли подобный интерьер соответствовать вашим ожиданиям кроме визуальной схожести? Подход от частного к общему уже переломал множество копий, но так и не стал универсальным работающим методом.

Человечество еще не нашло способ отказаться от услуг дизайнеров. Об этом свидетельствует то, что их услуги до сих пор востребованы. В этом направлении ведется много разработок, учитывая как совершенствуется индустрия, но пока в данном вопросе машины заменить людей не могут. Технологичность видоизменила саму форму подачи услуг, но не сами услуги. Рисунок, отмывка уже не так актуальны на фоне компьютерной визуализации, а вот чертежи остались чертежами.

Дизайн строится кроме всего прочего на эмоциональной составляющей. В огромном количестве возможностей именно вкус дизайнера превращает набор мебели и материалов в красивый интерьер. По теме дизайна написано множество книг, к которым имеет доступ любой желающий. Но люди все равно обращаются за дизайном. Самой информации не достаточно: необходима точка зрения на нее, которую учителя передают своим ученикам, а те, в свою очередь, совершенствуют традицию, становясь профессионалами. Google пока эта задача не по силам.


Q: Экологичный дизайн и новейшие чудо-материалы.

Это даже не вопрос, а какая-то фобия. Лично я не против экологии и всеми руками «за», но как получить экологически чистую квартиру в центре мегаполиса для меня большой вопрос. Материалы, которые не наносят вред здоровью, являются нормой, а не высоким достижением. В большинстве случаев, когда продавец заводит разговор об эко-продукции — это такой незамысловатый способ повысить продажи. Продукция, заслуживающая внимания, в любом случае проходит экспертизу на содержание вредных веществ. А прежде, чем покупать эко-материалы, было бы неплохо поинтересоваться экологичностью строительной коробки.

Другая категория — это чудо-материалы, которые хоть и дороже традиционных, но гарантия на них 50 лет и больше. Кто проверял это в течении нескольких лет с момента производства не уточняется. Окна с энергосбережением во много раз выше стены, в которой их нужно установить. Все равно что бронированная дверь в картонных стенах. Таких примеров масса.

Мое отношение ко всему этому простое. Нужно пользоваться здравым смыслом. У меня нет никаких возражений, если приобретение подобных вещей делает вас счастливыми. В конце концов — это основная функция человеческого бытия. Другое дело, если погнавшись за рекламой при ограниченном бюджете не остается средств на по-настоящему важные элементы конструкций дизайна, то я могу обратить на это внимание и обосновать свое мнение.


Q: Сколько времени занимает разработка дизайн-проекта?

Как правило, от месяца до трех. Очень большие дома и квартиры могут быть и дольше. Это зависит и от объема предоставляемых услуг и от площади помещения. Чтобы получился хороший дизайн-проект, нужно последовательно пройти все этапы проектирования. Ускорить процесс — это значит не делать какую-то часть, а без нее невозможна следующая. Не стоит забывать, что обсуждения и согласования так же требуют времени. Если взаимопонимание происходит быстро, то это сокращает время разработки. А вот увеличение количества исполнителей сокращению времени способствует не так уж сильно. Как говорил мой профессор: «Девять беременных женщин никак не смогут родить за месяц». С этим нужно просто смириться. Либо скорость, либо качество.


Q: В чем разница между финальной и эскизной визуализацией?

С точки зрения стороннего наблюдателя — ни в чем. Разница состоит в соответствии визуализации с тем, что реально получится после ремонта. Степень соответствия эскизной визуализации от 80%. Все использованные в ней элементы реально существуют. Кровать, стул, диван, обои, плитка продаются или продавались по всему миру, поэтому их модели были изготовлены или куплены для различных проектов и попали к нам в базу. Вам не нужно платить за их изготовление, они уже оплачены и помогают оценить ваш будущий дизайн в эскизном проекте. Из базы подбираются наиболее близкие элементы, соответствующие вашим ожиданиям и задумкам дизайнера. Вполне вероятно, что вам может понравится абсолютно все и тогда эскизная визуализация будет соответствовать на все сто.

Финальная визуализация идет после комплектации. Все элементы проходят через спецификацию. Не снята ли модель с производства, где можно купить, какая стоимость, какие детали. Возможно, в модельном ряду вам какая-нибудь модель понравится больше, может быть такой рисунок обоев или плитки будет смотреться еще интереснее.

Финальная визуализация — это преодоление дистанции в оставшиеся 20%. Моделируется или покупается недостающая мебель и техника, поверхности доводятся до полного соответствия, дорабатывается освещение. Еще в финальной визуализации предусмотрено вечернее освещение, при котором интерьер смотрится совершенно иначе и это тоже необходимо учитывать. Все вышесказанное, тем не менее, не предусматривает полное изменение дизайна.


Q: В каких стилях вы работаете?

В разных. Принципы построения дизайна в современных условиях одинаковы и для классики и для современных стилей. У каждого стиля есть свои особенности, которые необходимо учитывать, но общий смысл от этого не меняется. С этническими стилями немного сложнее: они основаны на другой культуре и религии. К ним требуются более специфические знания. В магию можно не верить, но ставить необдуманно сакральные символы не понимая их значения я бы не рекомендовал.

Если говорить о моих любимых стилях, то мне нравится ар-деко и фьюжн. Хотя всему свое место. Иногда стиль диктует место, иногда сам человек. Бывает видишь человека и понимаешь, что ему подойдет больше всего, а приезжаешь на объект и видишь, что здесь было бы уместно совсем другое, а сам заказчик видит себе что-то третье. Увязать все это воедино и есть задача дизайнера, даже если для этого придется придумать свой собственный стиль.


Q: Лучше, чтобы дизайнер работал только в одном стиле...

Тогда он знает про него все и сможет его реализовать наилучшим образом. Как по мне — это заблуждение. Жизнь не стоит на месте и свежие идеи появляются только в ее разнообразии. Это какой-то конвейерный подход. Для техника — да, хорошо, для дизайнера — творческая гибель. Дизайн интерьера уже есть отдельное направление дизайна. Это не небоскребы, не автомобили, не одежда. Зачем ограничивать свое мировоззрение. Так что для меня это как водитель, который умеет ездить только на Audi. Садясь за руль другой марки он нервничает и теряет навык езды.


Q: Какой стиль вы считаете самым сложным?

Минимализм. В плане доказательства своего труда. Что-то не поставить, убрать лишнее часто гораздо труднее, чем привнести десяток новых элементов. Минимализм — это ведь не просто полупустая комната, а определенная философия. Игра на нюансах.


Q: Строители сами могут сделать дизайн, зачем проект?

Строители могут сделать ремонт, используя элементы дизайна. Что-то они уже делали по другим объектам и могут взять куски дизайна из работы других дизайнеров. Каким образом они это используют и как обыграют, вопрос остается открытым. Что не оставляет сомнений, так это то, что делать вам дизайн бесплатно они не будут. Это будет стандартный ремонт с некоторыми элементами. В любом случае многое предстоит сделать вам самим и не обязательно это будет плохо. Но такой рецепт успешного ремонта не для каждого. Профессионалы стараются не работать без проекта. Они знают к чему это приводит.


Q: Делаете ли вы дизайн по фэн-шуй?

Я прошел 3 ступени школы по фэн-шуй и в результате обучения понял, что возможность его применения в современном городе стремительно приближается к нулю. Одно время это было модно. Некоторые принципы я и сейчас использую в работе, особенно те, которые удивительным образом совпадают с содержанием справочника архитектора. Но не акцентирую на этом внимание.

Фэн-шуй это большая наука, пришедшая к нам из другой культуры. Некоторые ее законы совершенно непостижимы для западного мышления. К тому же мастера до сих пор не пришли к общему знаменателю относительно древних трактовок к современным реалиям даже на родине этого искусства. Все очень сильно поменялось за тысячелетия. Для учеников у них есть множество ответов один другого бесполезнее, для туристов — легенды и свадебная мишура для украшения жилья.

Сами принципы интересны и будут полезны на этапе закладки фундамента. Если вы в это верите, то за советами необходимо обращаться к настоящему мастеру, посвятившего этой науке свою жизнь, а не мимоходом прослушав несколько курсов. Работа с энергиями — сложная материя. Поэтому дизайн по фэн-шуй я не делаю.


Q: В каких регионах вы делаете дизайн. Есть ли разница в цене?

Больше всего проектов в Харькове, по месту жительства. Так же делаем проекты и по Украине. За рубеж — услуги визуализации. На проектирование там другая нормативная база. К цене добавляется только стоимость проезда. Можно обойтись вообще без поездок, но это можно решить только в конкретном случае. Все обсуждения и согласования можно проводить через онлайн-конференции, тем самым сократив время выездов. Собственно, такая практика есть и в Харькове.

Алексей Шаламов, архитектор-дизайнер

Студия архитектурного дизайна и
визуализации Алексея Шаламова


Все материалы, опубликованные на сайте в любом виде, являются собственностью студии
© Comfostyle, 2011-