КАК Я РИСУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ИНТЕРЬЕРА


Любой интерьер всегда начинается с эскизов. Мне трудно представить, как можно что-нибудь сделать не нарисовав хотя бы пару каракулей. Дизайн — это прежде всего поиск: стиля, цвета, форм, соотношений, и, перенося свои мысли на бумагу, можно хоть как-то систематизировать поток идей кружащихся в голове. Я очень бережно отношусь к своему времени, оно бежит, даже когда я стою или сижу, а эскизы позволяют в процессе работы не метаться со стороны в сторону, а последовательно превращать задуманное в реальность.

Часть первая. Теория и подготовка.

Чаще всего я пользуюсь фронтальной перспективой — в одном рисунке она позволяет получить информацию о помещении на 75%, так как в поле ее зрения попадает три из четырех стен. Бывают, конечно, исключения, но не так часто. Я не ставлю себе целью детально описать все тонкости и нюансы различных методов — это давно уже сделали весьма почтенные авторы, а расскажу как это делаю я.

Первое что нужно сделать, так это обзавестись планом помещения и развертками — нужно же понимать что, где и на какой высоте находится. Самый простой способ — нарисовать, причем с соблюдением масштаба. Что точно не поменяется, так это габаритные размеры самого помещения, а вот остальные размеры могут варьироваться, для того собственно, и рисуется перспектива, чтобы визуально оценить настолько гармонично все будет смотреться. Поэтому я не загромождаю чертеж сеткой чисел, если какой-то размер нужно уточнить, для этого существует масштаб.

Как я уже говорил, фронтальная перспектива хороша тем, что на одном рисунке можно получить максимум информации, поэтому важно определить с какой точки будем «фотографировать». В данном случае интерьер наиболее выгодно будет смотреться, если стену, на которой висит телевизор и находится входная дверь, заменить экраном «К» (рис.3), на который можно было бы смотреть стоя за ним. Именно такую развертку (рис.2) я выбрал для оценки высот. Разумеется, это не обязательное условие, рисовать можно с любой стороны, лишь бы это соответствовало замыслу.

Эта иллюстрация носит информационный характер, рисовать ее, конечно, можно, чтобы определить расстояние до экрана (картины), но у меня такого большого листа нет, чтобы сделать построения в масштабе, да и план я, как правило, не рисую отдельно. Нужно понимать вот что: чем дальше точка зрения от картины, тем меньше глубина перспективы и меньше искажения, ближе - больше глубина и больше искажений. Я предпочитаю рисовать с углом в 600 — на грани искажений, потому что у меня угольник показывать 530 не умеет и с таким углом наиболее комфортно рисовать, не откладывая по миллиметру между линиями. Более подробно эти моменты можно изучить в книге М.Н. Макаровой «Практическая перспектива», откуда были взяты рис. 4 и 5., либо в любом другом учебнике по перспективе. Осталось сказать, что главную точку «P» не обязательно ставить строго по центру, ее можно смещать влево или вправо, чтобы придать динамики картине, но не выходя за центральную треть картины.

Чтобы удобней было рисовать прямые углы я пользуюсь вот таким планшетом 30х40. Сделать его не сложно в домашних условиях, главное найти ролики с двумя бороздками и прикрепить линейку шнурком или леской. Если перемещать рейсшину получаются параллельные линии, с помощью угольника — вертикальные. На этот планшет крепится лист формата А3, желательно чертежный и выступающие края загибаются слева, справа и крепятся малярным скотчем. Существуют и промышленные варианты, но мне работать с ними не понравилось, с этим комфортнее. Еще понадобятся простые карандаши H и НB, мягкая резинка, несколько угольников, длинная линейка, циркуль и немного терпения.

Чтобы рисунок поместился в формат А4 и полностью его заполнил, необходимо ввести перспективный масштаб. Для этого делается оценка плана помещения по ширине и высоте (рис.1, 2). Соотношение сторон картинной плоскости может быть разное для различных помещений и зачастую не соответствует соотношению сторон листа, поэтому если будет немного выступать, ничего страшного, поле планшета это позволяет.. Представим, что контур листа А4 тоже нарисован в масштабе 1:100, как и план, следовательно его «реальные размеры» — 29700х21000. Все эти манипуляции сделаны для того, чтобы работать с привычными величинами: метр в плане — сантиметр на линейке, метр в плане — перспективный масштаб = 7 — 7 см. в перспективе , ну и так далее.

В данном случае (рис.1, 2) картинная плоскость 4490х3200h. Нетрудно догадаться, что перспективный масштаб (рис.6) я выбрал равным 7. Если брать коэффициент равный 6, то картина полностью без обрезки попадает в рамку листа А4, но остаются поля. Лично мне они не нужны, а на краях появляются деформации на предметах геометрической формы такие, что смотреть больно, опять же чем рисунок больше, тем проще прорисовывать детали. Если коэффициент брать равным 8, то обрезка около метра помещения кажется мне расточительством, разве что задача стоит выделить именно центральную часть. Таким образом, этот интерьер будет с перспективным масштабом равным 7-ми.

Картинная плоскость, которая рисуется в первую очередь, размещается на планшете произвольно: по горизонтали ширина экрана «К» (рис.3), умноженная на коэффициент перспективного масштаба = 7, по вертикали высота экрана «К», она же высота помещения в перспективном масштабе (рис.7). Линия горизонта «ЛГ» обычно располагается на уровне глаз. У каждого этот уровень разный в зависимости от роста, в среднем от 1500 до 1700, на перспективе в масштабе. Чтобы показать больше пола, нужно залезть на табуретку — линия горизонта будет выше, красивый потолок: на табуретку нужно сесть — линия горизонта, соответственно, понизится. Линия зрения «ЛЗ» проходит по центру, а на пересечении этих линий образовалась точка схода «ТС». В интерьере эта точка виртуальная, в ней стремятся сойтись ребра, образованные стенами, полом и потолком — плинтуса и карнизы, проще говоря. А вот если бы помещение в глубину было метров 600-800, то именно так, в виде точки, воспринималась бы задняя стена.

Теперь самое время определить, с какого же расстояния необходимо смотреть на экран, чтобы угол зрения составлял 600, иными словами, нарисовать треугольник ГВS, где угол S = 600. Это нужно для того, чтобы выставить диагональные точки, которые будут помощниками при построении глубин помещения. Еще одного планшета у меня нет, только ради одного действия, поэтому никакой разницы нет, как этот треугольник нарисовать: снизу или поверх чертежа. Я продлеваю линию зрения «Л.З.» вверх и вниз насколько позволяет поле планшета, ребро АГ продлеваю вверх на тех же условиях. Из точки S откладываю угол 300 — половину необходимого, при помощи угольника и продлеваю линию до пересечения с увеличенным ребром АГ. Из точки пересечения А' рисую горизонтальную прямую до пересечения с лучом зрения, в которой образовалась точка Р. Длинна катета PS и есть искомая величина. Можно нарисовать и симметричную часть треугольника А'PS, но кроме радости, что точка пересечения будет находится как раз над точкой Б, ничего полезного почерпнуть будет невозможно, зачем понапрасну загрязнять чертеж. (Если очень сильно не повезло, перспективный масштаб выбран неправильно или ширина экрана намного больше высоты, зрительное расстояние можно измерить на плане, умножив его на перспективный масштаб). А мне осталось запомнить цифру 27720, которая в реальности означает, что стоять мне на расстоянии от экрана почти на 4 метра.

Зная зрительное расстояние PS можно сместить, если есть такое желание, линию зрения. У меня оно появилось, и я сместился на пол метра влево от точки схода, а на равном расстоянии от нее расположил половинные диагональные точки Д/2, расстояние между которыми равняется зрительному расстоянию (рис.12). Зачем они нужны, почему половинные и с чего вдруг расстояние между ними равно зрительному расстоянию?

Как следует из рис.10 зрительное расстояние PS равно расстоянию до диагональной точки Д от точки P, значит в треугольнике PДS стороны PS и PД равны между собой. Это свойство и используется при построении методом диагональной точки (рис.11). Дробные точки Д/2 ставятся исключительно для удобства, так диагональные точки Д выходят за пределы планшета. Можно так же использовать дробные точки Д/3, Д/4, соответственно уменьшая значения Д.

Часть вторая. Построение стен.

Повторю рисунок с планом, который лежит всегда под рукой (под линейкой с калькулятором), чтоб не ерзать прокруткой вверх вниз через весь документ. Углы я обозначил буквами, чтобы иметь возможность указывать с какой стеной я работаю.

Чтобы получить боковые стены, в данном случае стены «аб» и «кл» , из точки схода Т.С. к углам картинной плоскости необходимо провести прямые (рис.13) и длинный коридор с задней стенкой в виде точки получен, теперь его необходимо приблизить на глубину, соответствующую глубине стены «аб». В этом-то и помогут диагональные точки. Линии 3-1 и 2-1, которые были показаны на рис.11, в перспективе выглядят вот так, потому что параллельные линии рано или поздно сойдутся в одной точке. Вот линия 3-1 и стремится к точке Д, а все линии параллельные линии 2-1, соответственно будут сходится в точке Д/2.

Длина стены «аб» составляет 3120. Умножаю это значение на коэффициент перспективного масштаба = 7, и, поскольку имеем дело с дробной точкой, делю на 2. Полученное значение отмечаю на основании картины и соединяю с точкой Д/2. Пересечение этого отрезка с прямой «0-ТС» и будет необходимой глубиной. Осталось провести вертикальные и горизонтальные линии до пересечения с ребрами стен и точка превратилась в заднюю стену.

Лишние линии можно стереть, чтоб не мешали восприятию. Стенка «бв» плану — 2330. Умножаю на перспективный масштаб, отмечаю на основании картины ее размер и веду в точку схода. Делить на пополам не нужно, так как это не глубина, а параллельная основанию картины стена. На пересечении вертикальной линией ограничиваю ширину.

Стена «кл» меньше стены «аб», следовательно ее нужно уменьшить. 1740 х 7 = 12180. Поскольку это глубина, то делим на 2, получается 6090. Отмечаю от угла стены и веду к диагональной точке. На пересечении отсекаю лишнюю стену вертикальной линией.

Можно сделать вывод, что на 2 делятся только те размеры, которые ведут к дробным диагональным точкам и соответствуют они линиям, которые расположены перпендикулярно картинной плоскости. Все, что расположено параллельно КП на 2 не делится и вспомогательные линии нужно проводить к точке схода.

Чтобы построить стену «вг» нужно от точки на картинной плоскости, соответствующей углу «б», отложить размер стены. Все, что в глубину делится на 2. Все построения делаются очень легким надавливанием карандаша.

Чтобы построить эркер в виде окружности, нужно найти точку «д», которая являясь самой дальней точкой в помещении, удалена от точки «г» на длину радиуса R1680. Проекцию точки «д» сверху можно найти на пересечении линий, образующих виртуальную заднюю стену, которая находилась бы на одной прямой с точкой «д».

Чтобы можно было нарисовать окружность осталось найти последнюю точку. Она лежит на одной прямой с точкой «г» и центром окружности — провожу прямую параллельную основанию картины. Пересечение с вспомогательной линией, которая ведет в точку схода и на которой лежит точка «д» есть центр радиуса, провожу циркулем окружность и точка «е» нашлась, хоть и прячется за стенкой. Теперь можно найти ее проекцию на потолке путем «возведения» виртуальной стены.

Осталось нарисовать эллипсы и задняя стенка приобрела свой нормальный вид. Для точного построения окружностей в перспективе, конечно, трех точек недостаточно, по ним можно нарисовать только «на глазок». Если окна будут плотно закрыты шторами или не планируется прорисовывать прозрачность занавесок, можно не тратить время на их построение. В противном случае без них не обойтись.

Шаблон для творчества готов. Я навел видимые грани толстыми линиями, чтобы показать что получилось. Но, это ведь еще не вся работа — предстоит еще нарисовать мебель, предметы декора и т. д., поэтому нужно оставлять рисунок в тонких линиях настолько это будет возможно и обводку сделать в самом конце. Так работа будет выглядеть аккуратно даже с вспомогательными линиями. Кадрирование под формат А4 можно сделать сейчас, а можно после того, как будет нарисована последняя деталь.

Алексей Шаламов, архитектор-дизайнер

Студия архитектурного дизайна и
визуализации Алексея Шаламова


Все материалы, опубликованные на сайте в любом виде, являются собственностью студии
© Comfostyle, 2011-2015